ru
en
Личный кабинет

8 800 250 7015
Бесплатный звонок по России

8 495 228 7015
Для звонков по Москве

/
/
Ответственность за действия агентов ляжет всецело на НПФ

Мы в СМИ

Ответственность за действия агентов ляжет всецело на НПФ

20 июня 2017, 09:58:00

Негосударственные пенсионные фонды больше не смогут снимать с себя ответственность за действия агентов по привлечению клиентов ОПС. Более того, фонды будут нести ответственность за деятельность субагентов – третьих лиц, которым агент передает свои функции по привлечению клиентов. Президент Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов рассказал «Ъ», что нововведение искоренит практику снятия с себя ответственности недобросовестными участниками рынка.

В НАПФ разработали специальные стандарты, обязывающие НПФ с лицензией брать на себя ответственность за действия агентов и третьих лиц. Авторы документа намерены обратиться в Банк России с просьбой утвердить подобные стандарты и для АНПФ, дабы норма распространилась на всех игроков рынка. 


Комментарии ЭКСПЕРТОВ

Ивикеева Евгения (Вице-президент Ханты-Мансийского НПФ)

Как Вы оцениваете стандарты, утвержденные НАПФ, в сфере сотрудничества НПФ с агентами и субагентами?

Считаю, что утвержденные стандарты способны дисциплинировать работу агентской сети НПФ только в случае их принятия на законодательном уровне. На данный момент нововведение касается только 44 фондов - членов НАПФ. Остальные 25 продолжают работать по-старому. Вся индустрия должна подчиняться единым стандартам и правилам, тогда мы получим эффект. Привлечение клиентов негосударственными пенсионными фондами станет еще более прозрачным и понятным людям, а также позволит каждому осознанно принимать решение в пользу того или иного НПФ.


Звенигородский Сергей (Начальник отдела привлечения частных и корпоративных клиентов, АО «СОЛИД Менеджмент»)

Как Вы оцениваете стандарты, утвержденные НАПФ, в сфере сотрудничества НПФ с агентами и субагентами?

Подобное решение уже давно перезрело и готовность НПФ к его принятию говорит о многом. Репутация складывается годами и теряется в один момент, поэтому в фондах задумались о том, что некоторые недобросовестные агенты портят её всей пенсионной системе. К сожалению, спрос рождает предложение, поэтому методы работы некоторых сотрудников НПФ (активы любой ценой) подталкивают мошенников к дальнейшей деятельности с привлечением пенсионных накоплений граждан. Любой гражданин может стать агентом, поскольку нет никаких требований к их знаниям, навыкам и опыту. Кроме того, за неправомерный перевод они получают максимум штрафы. В последнее время, НПФы (их уже мало осталось) начинают вести борьбу за очистку рынка, но пока все не начнут исполнять требования своих СРО и ЦБ, порядка не будет. Именно поэтому введение инициативы по введению ответственности НПФ за агентов будет серьезным шагом для вывода недобросовестных членов из пенсионного рынка. Разъяснение по ответственности, согласно законодательству, должно появиться с исчерпывающим ответом о мере наказания. Статьи – «мошенничество» и «использование персональных данных» имеют конкретные условия и требования, пока просто мало правоприменительной практики и серьезных прецедентов по суду. Если появятся первые реально осужденные по мошенническим делам с переводом пенсионных накоплений граждан, тогда появится канал приведения недобросовестных агентов к ответственности. Это позволит очистить пенсионную сферу от мошенников по обязательному пенсионному страхованию, а также даст меньше поводов говорить о «схемах» как гражданам, так и правительству.


Ищенко Алексей (директор по маркетингу НПФ Большой)

Как Вы оцениваете стандарты, утвержденные НАПФ, в сфере сотрудничества НПФ с агентами и субагентами?

К сожалению, стандарт НАПФ - это не обязательный документ для всех фондов. АНПФ - это вторая организация рынка. Но АНПФ документ встретила скептически.

На самом деле само государство запаздывает с решением этой острой проблемы. Нужен жесткий закон и ответственность НПФ за действия своих агентов. Нужно, чтобы прежний фонд оформлял переход в новый, только фонд из которого уводят клиента, заинтересован назвать ему суммы потерь и предупредить нанесение ущерба. Но пока лобби сильнее интересов граждан.

Сегодня граждан с системой агентского обмана оставили одних. Единственный способ защиты от агентов своей пенсии - это только сам гражданин. Его подозрительность и знание законов. А поскольку вся система уловок создана, чтобы преодолеть сопротивление граждан, это трудно. Единственная возможность вернуть свои деньги – суд. В суде обычному шахтеру или учителю надо оплатить пошлину, нанять адвоката, взять отпуск на работе для участия в заседании. И потом еще доказать, что тебя обманули, ведь 90% переходов делается без подписей и встреч.

Через ЭЦП и СМС по мобильному. Как это все может сделать обыватель - не представляю. ПФР публикует на своем сайте предупреждения о нечестных агентах. Но кто их читает.

А ущерб реальный, миллионы граждан теряют каждый год большую часть своей будущей пенсии, своего будущего.

Сегодня 98% переходов в НПФ или в ПФР – это досрочные переходы с потерей гражданами реальных денег. До 30% всех денег будущей пенсии теряется в виде удержания инвестдохода за каждые неполные 5 лет. Эти деньги остаются в прежнем НПФ или ПФР.

Значительная часть таких переходов делается через агентов. Деятельность агентов не лицензируется и не контролируется. При этом обороты через них – миллиарды рублей. НПФ подписывает договор с неким ИЧП или ООО - брокеры. Эти ООО/ИЧП нанимают неизвестных людей - агентов по всей стране через Интернет. Нередко брокерами заключаются новая сложная схема ООО/ИЧП из нескольких штук. Многие агенты работают наиболее быстрым методом, обеспечивающим сделку. Их интерес - комиссия за договор. Самые быстрые методы – это работа на грани закона. Поквартирные обходы граждан под видом сотрудников ПФР или сотрудников несуществующей госструктуры с запугиванием граждан. Продажи в банках и страховых компаниях, где нередко заявление о договоре ОПС подсовывается в пачке кредита или страховки. Лжекадровое агентство, где условием предоставления вакансии является оформление перехода в НПФ. В 2017 году новая схема – серые колл-центры звонят по базе ПФР и обманом договариваются о переходе в свой НПФ. Номер колл-центра не прозванивается, юрлица нет. НПФ куда сманивают людей, говорит что он «не в курсе».

При этом тему досрочных переходов и потерь денег гражданами агенты избегают. Граждане узнают, что они потеряли деньги уже после перехода, и ничего не могут сделать. В случае претензий НПФ говорит, что он не при чем, а ООО закрыто. Концов нет. Механизма возврата нет.
Гражданин один на один с целой системой агентского обмана. Все в плюсе, кроме него.

СМИ страны завалены уже 4 года статьями обо всем этом. 4 года по квартирам ходят непонятные граждане под видом госслужащих и оформляют финансовые сделки, причиняющие в итоге ущерб людям. Сотни миллионов рублей агентских кочуют по ИЧП/ООО с неясной историей уплаты налогов. А воз и ныне там. 

Назад

Если вас заинтересовали наши продукты, и Вы хотите получить более подробную информацию, свяжитесь с нашими консультантами любым удобным для Вас способом:

8 800 250 7015
Бесплатный звонок по России

8 495 228 7015
Для звонков по Москве

Вы получите бесплатную финансовую консультацию по всем нашим продуктам

8 800 250 7015
Бесплатный звонок по России

8 495 228 7015
Для звонков по Москве