Про нашу пенсию

Пенсионные рубли станут деньгами

27 апреля 2016

ЦБ и Минфин готовы признать накопления граждан частной собственностью

"Ъ" стали известны подробности совместных предложений Минфина и Банка России по "модернизации пенсионной системы" РФ — так называемая "Концепция индивидуального пенсионного капитала". Основные ее положения: ликвидация нынешней накопительной системы, сохранение обязательной ставки платежа в Пенсионный фонд в 22%, льготы и гарантии по дополнительным накопительным платежам в НПФ в размере от 0% до 6% с добровольным выбором ставки. Главное в предложениях — готовность признания накоплений собственностью граждан: в особых случаях их даже готовы выплачивать наличными.

В рамках концепции, переданной, по данным "Ъ", в предварительной версии для обсуждения в правительство и администрацию президента, Минфин и ЦБ фактически представляют свою точку зрения по возможной пенсионной реформе. Хотя в презентации, имеющейся в распоряжении "Ъ", нет ни предполагаемых временных периодов реализации идеи, ни увязки ее с другими составляющими изменений пенсионной системы (изменения пенсионного возраста, реформирования досрочных пенсий),— видимо, она предполагается ведомствами Антона Силуанова и Эльвиры Набиуллиной частью более масштабного процесса.

Идея "индивидуального пенсионного капитала" является завуалированной ликвидацией в нынешнем виде накопительной части обязательного пенсионного страхования. Платеж в Пенсионный фонд России, согласно концепции, сохраняется в неизменном виде (сейчас — 22%). Хотя это не уточняется в документе ЦБ и Минфина, вся ставка платежа будет получаться ПФР, который будет формировать на его основе по действующим "балльным" принципам страховую пенсию. Все суммы "пенсионного капитала", как предполагается, будут уплачиваться сверх ставки в 22% — причем уже не в ПФР, а в негосударственные пенсионные фонды (НПФ): накопительная часть пенсий, таким образом, будет выведена из-под контроля ПФР.Вместе с этим, как предполагают Минфин и ЦБ, будет ликвидирована и самая политически значимая несправедливость, заложенная в схему пенсионной реформы 2003 года, а именно — собственность ПФР на средства пенсионных накоплений граждан. "Пенсионный капитал" — частные пенсионные накопления граждан, причем не только те, что возникнут в будущем, но и те, что были перечислены работодателем за работника в 2004-2016 годах,— предлагается сделать почти полноценной частной собственностью граждан. В течение двухлетнего переходного периода (предположительно, 2019-2020 годы) те клиенты НПФ, которые формировали накопительную часть пенсии по ОПС в фондах, могут либо конвертировать накопления в дополнительные баллы в страховой госчасти пенсионной системы, либо получить их как первый взнос на новый счет в пенсионном фонде. Средства "молчунов" в течение тех же двух лет по умолчанию будут конвертированы в пенсионные баллы, и с этого момента их участие в накопительной системе прекращается.

Для тех, кто предполагает, что все же будет делать пенсионные накопления, государство предлагает следующую схему. Новые средства, уплачиваемые в накопления в НПФ, освобождаются от уплаты налога на доходы физлиц (НДФЛ). Государство готово софинансировать платеж на часть налога и разрешает незначительно сокращать платеж в ПФР. При этом ставка дополнительного платежа на накопления устанавливается плательщиком самостоятельно: в диапазоне от 0% до 6% все льготы и гарантии действуют, все уплаченное свыше 6% не освобождается от НДФЛ, не изменяет сумм платежа в ПФР и не подлежит госгарантиям. Согласно расчетам ЦБ и Минфина, при ставке дополнительного платежа 6% с зарплаты 100 руб. на руки плательщик будет получать 81,78 руб. (сейчас — 87 руб.), платить НДФЛ в 12,22 руб. (сейчас — 13 руб.), перечислять в ПФР 20,68 руб. (сейчас — 22 руб.) и делать накопления в ПФР на 7,32 руб. Из них 6 руб.— платеж самого работника, 0,78 руб.— льгота по НДФЛ и 1,32 руб.— сокращение взноса в ПФР с соответствующим снижением начисления пенсионных баллов.

По предложению Минфина и ЦБ, платежи и в НПФ, и в ПФР должен делать работодатель, что увеличит нагрузку на его бухгалтерию, платеж в конкретный НПФ будет делаться напрямую. Полностью добровольными новые накопления при этом не будут. Все новые работающие будут по умолчанию "подписываться" на участие в накопительной системе — со ставкой в 0% в первый год, 1% — во второй, 2% — в третий с ростом до 6% в шестой год.

От уплаты дополнительного взноса можно, по сути, отказаться и в любой момент уменьшить платеж до 0%, а также зафиксировать ставку на любом уровне в диапазоне от 0% до 6% на постоянной основе. Пока у ЦБ и Минфина нет единого мнения о том, что делать с "отказниками": согласно одному из предложений, в возрасте 35 и 45 лет должна производиться автоматическая "переподписка" от накоплений (и после нее отказываться придется еще раз), по другому — ставку платежа в 0% можно зафиксировать только на пять лет ("каникулы"), после чего она вновь начнет расти. ЦБ и Минфин также предлагают оставить некоторые ограничения на переход между НПФ и создать институт Центрального администратора — он, как предполагается, будет координировать переходы и информировать НПФ об индивидуальных ставках. Из документов ЦБ и Минфина не следует, что Центральным администратором они видят именно Пенсионный фонд России.

Накопления, сделанные по ставке 0-6%, гарантируются в АСВ по той же схеме, что и сейчас. Это пятилетняя гарантия положительной доходности и гарантия сохранности накоплений при банкротстве НПФ.

Выплаты накопленного ЦБ и Минфин предлагают сделать чрезвычайно гибкими. Во-первых, за пять лет до выхода на пенсию (в презентации предполагается неувеличенный пенсионный возраст для мужчин, 60 лет) можно будет получить "в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств" до 20% накоплений. В случае тяжелой болезни все накопления в НПФ можно будет изъять и потратить. В зависимости от объема накоплений (больше накоплений — больше вариантов) доступны будут несколько схем выплат, в идеальной ситуации (накопления позволяют обеспечить аннуитетные выплаты более 5 МРОТ) возможен выбор из четырех вариантов: ежемесячные выплаты до исчерпания накоплений, срочные выплаты, аннуитет с привязкой к инфляции, выплата остатка накоплений, обеспечивающих выплаты такого аннуитета, почти в любой форме.

Разработчики концепции не скрывают, что предлагаемая система в первую очередь интересна работникам с зарплатами выше нынешних 60 тыс. руб. в месяц — они в наибольшей степени сейчас ущемлены малой дифференциацией "накопительной" части пенсий. При средней зарплате в 30 тыс. руб. и стаже в 35 лет использование накоплений по предложенной схеме дает примерно такую же пенсию, что будет получена в чисто страховой системе, а вот при средней зарплате в 100 тыс. руб. чисто страховая система дает коэффициент замещения зарплаты в 29%, а сочетание страховой и накоплений в НПФ — около 34%. Отметим, новая система сама по себе не содержит ничего привлекательного для работодателя — тогда как в значительной степени размер совокупных социальных платежей влияет на него не меньше, чем на работников. Возможно, работодателям будет предложено что-то в других частях проекта модернизации пенсионной системы.

Главный аналитик управляющей компании «Ронин Траст» Андрей Верхоланцев в эфире “Ъ FM”: «Вопрос будущей пенсии во многом обусловлен экономическими реалиями, которые будут в момент, когда человек выйдет на пенсию, и главное здесь — отношение доходности и инфляции, поскольку в последние годы инфляция была достаточно высока, и не все управляющие компании смогли преодолеть планку. Но вопрос достаточно длительного планирования всегда остро стоял в России, и не думаю, что менее остро будет стоять в будущем. То есть я бы не стал говорить о том, что данная новация позволит как-то существенно улучшить пенсию для людей с низким уровнем дохода, мне сложно предположить такое развитие ситуации. Наверное, для таких людей ничего не изменится».

Дмитрий Бутрин, Денис Скоробогатько

Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2974199

Лучше делать новости, чем рассказывать о них.
 
Если вас заинтересовали наши продукты, и Вы хотите получить более подробную информацию, свяжитесь с нашими консультантами любым удобным для Вас способом:
8 (800) 250 7015
Бесплатный звонок по России
8 (495) 228 7015
Для звонков по Москве
Вы получите бесплатную финансовую консультацию по всем нашим продуктам.

АО «СОЛИД Менеджмент»
Адрес: 123007, Москва, Хорошевское шоссе, д. 32А, офис 607    как нас найти
Телефоны: 8 (800) 250-70-15, (495) 228-70-15
E-mail: am.solid@solid-mn.ru

АО «СОЛИД Менеджмент»

Лицензия ФКЦБ России № 21-000-1-00035 от 27.12.1999 на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выдана ФСФР России от 13.11.2008 г. № 045-11768-001000.

Обращаем Ваше внимание, что стоимость инвестиционных паев может увеличиваться и уменьшаться, результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем, государство не гарантирует доходность инвестиций в паевые инвестиционные фонды. Прежде чем приобрести инвестиционный пай, следует внимательно ознакомиться с правилами. Правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом предусмотрены надбавки (скидки) к (с) расчетной стоимости инвестиционных паев при их выдаче (погашении). Взимание надбавок (скидок) уменьшит доходность инвестиций в инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда.

Получить подробную информацию об услугах АО «СОЛИД Менеджмент» Вы можете по адресу 123007, Москва, Хорошевское шоссе, д. 32А и по телефону (495) 228-70-15, или у агентов. Правила доверительного управления ОПИФ рыночных финансовых инструментов «Солид – Инвест» зарегистрированы ФКЦБ России 20.03.2000 № 0040-52697973. Правила доверительного управления ОПИФ рыночных финансовых инструментов «ФДИ Солид» зарегистрированы ФКЦБ России 27.04.2002 № 0065-58549452. Правила доверительного управления ИПИФ рыночных финансовых инструментов «Солид Интервальный» зарегистрированы ФСФР России 20.09.2000 № 0045-54859434. Правила доверительного управления ОПИФ рыночных финансовых инструментов «Солид-Индекс МосБиржи» зарегистрированы ФСФР России 20.04.2005 № 0351-76578546. Правила доверительного управления ОПИФ рыночных финансовых инструментов «Солид – Глобус» зарегистрированы ФСФР России 09.09.2010 № 1903-94169099. Правила доверительного управления ОПИФ рыночных финансовых инструментов «Солид Перспективный» зарегистрированы в ФСФР России 05.05.2011 № 2116-94173014. Правила доверительного управления ЗПИФ рентный «Солид Недвижимость-2» зарегистрированы ФСФР России 29.09.2011 в реестре за №2209-94178425. Правила доверительного управления ЗПИФ недвижимости «Солид Рентный - 2» зарегистрированы Банком России 26.12.2017 в реестре за № 3444.

©2004 – 2018. При использовании любых материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.solid-mn.ru обязательна. Разработано nettoweb.