Мы в СМИ

Авторынок не поддержал оптимизма чиновников

13 февраля 2017

Российский авторынок покажет рост в 2017 году по всем сегментам, уверяют российские министры. Убеждены чиновники в росте продаж и росте производства. Однако реальность пока сильно отличается от подобных ожиданий. В январе 2017 года сбыт легковых автомобилей снова упал на 5%. Об этом сообщает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Некоторые признаки оптимизма можно заметить лишь у отдельных производителей, которые переводят свои заводы с четырехдневной рабочей недели на пятидневку.

Январь 2017-го ознаменовался падением уровня продаж легковых и легких коммерческих автомобилей, рассказали вчера в АЕБ. Продажи по итогам месяца упали на 5%, или на 4 тыс. штук, по сравнению с январем 2016 года. Всего же в стране было продано менее 78 тыс. автомобилей. «Если рынок и собирается вырасти в этом году, то январь не показал никакой спешки в этом намерении», – иронизирует председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Однако эксперт все же надеется в перспективе на рост продаж. По итогам января самыми популярными в РФ марками оказались: Lada (16,3 тыс. штук), Kia (10,3 тыс.), Hyundai (6,6 тыс.), Renault (5,2 тыс.), Nissan (4,2 тыс.), Toyota (3,8 тыс.), Skoda (3,5 тыс.), Mercedes-Benz (2,4 тыс.) и «ГАЗ» (2,3 тыс.).

Тем не менее январское падение говорит о том, что автомобильный рынок так и не смог переломить негативных тенденций. Напомним, по итогам 2016 года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России сократились на 11%, то есть продано было около 1,42 млн штук. И хотя прошлый год показал падение, оно оказалось меньше, чем в 2015-м. Тогда продажи легковых автомобилей рухнули более чем на 45%.

Замедление темпов падения продаж вселяет надежду, что в 2017 году продажи автомобилей наконец-таки перейдут в плюс. «Мы надеемся, что в 2017 году у рынка есть потенциал закончить четырехлетнее падение и вернуться к умеренному росту. Ожидаем, что общий размер рынка будет равен 1,48 млн автомобилей, или, иными словами, на 4% больше, чем в 2016 году», – говорили в АЕБ.

Полны оптимизма и российские власти. В частности, днем ранее глава Минпромторга Денис Мантуров предрекал рост продаж по всем сегментам автопрома в 2017 году. «По легковым, естественно, с учетом того, что это самый массовый (сегмент. – «НГ») рост будет несущественный, по остальным, думаю, что повторим результаты прошлого года», – приводит его слова ТАСС. Правда, насколько именно «несущественным» может оказаться рост, чиновник не уточнил. В конце прошлого года замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков сообщал о планах Минпромторга выйти на рост производства легковых автомобилей в 2017 году на уровне 7% «при осуществлении запланированных мер поддержки автопрома». Рост производства грузового автотранспорта и автобусов в текущем году может составить 17–18%, оценивал замминистра.

Пока же некоторые позитивные тенденции можно разглядеть лишь у отдельных автопроизводителей. Российские автозаводы по сборке Ford Sollers перешли к пятидневке после январских каникул. С 20 февраля на пятидневную рабочую неделю возвращается и АвтоВАЗ. Напомним, четырехдневный рабочий режим был введен на автозаводе с 17 октября 2016 года. А до этого режим четырехдневки действовал с 15 февраля до середины августа – корпоративного отпуска сотрудников.

Выход отечественного автопрома в плюс пока не столь очевиден, замечают эксперты аналитического агентства «Автостат». Компания ранее представила три сценария перспектив автопрома в текущем году, исходя из цен на нефть. По оптимистичному сценарию развития (при среднегодовой цене нефти в 60 долл. за баррель) в 2017 году автомобильный рынок может вырасти на 20% и достичь 1,6 млн единиц. «Что, впрочем, даже не дотягивает до уровня 2010 года», – отмечают аналитики. При реализации среднего сценария (при цене на нефть в 50 долл. за баррель) продажи автомобилей в 2017 году могут вырасти на 10% – до уровня 1,45 млн единиц. Пессимистичный сценарий, который исходит из среднегодовой цены на нефть в 40 долл. за баррель, предполагает сохранение объема рынка новых легковых автомобилей на уровне 2016 года – 1,3 млн шт. «Сам рынок также будет находиться под воздействием программ господдержки (льготное автокредитование, программа обновления парка). Кроме этого, может сказаться и так называемый отложенный спрос», – не исключали они.

Власти же в текущем году на поддержку автопрома планируют направить свыше 60 млрд руб. Как сообщается, эти средства будут направлены на меры поддержки спроса – «продолжаются программы утилизации и trade-in. льготный лизинг, льготное автокредитование, приобретение для регионов автомобилей скорой помощи, школьных автобусов». Уже со второй половины года правительство не исключало введение новых программ поддержки: «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Российский тягач», «Российский фермер», «Своe дело». В частности, программа стимулирования спроса «Первый автомобиль» рассчитана прежде всего на тех физлиц, кто ранее вообще не имел автомобиля. Ограничения по возрасту для претендентов на участия в этой программе вводиться не будут. 

Все эти меры призваны стимулировать внутренний спрос. Вместе с тем в ведомстве Дениса Мантурова рассчитывали поддержать рынок за счет увеличения экспорта автомобильной продукции из РФ. В частности, как следует из обнародованной Минпромторгом Стратегии развития автомобильной отрасли России до 2025 года, к концу 2018 года экспортные поставки должны увеличиться в полтора раза (см. «НГ» от 12.01.17). Однако пока автопроизводители не слишком воодушевлены этим требованием. По их мнению, росту экспорта будет мешать отсутствие долгосрочных договоренностей между странами, а также неконкурентоспособность цены российских автомобилей за рубежом. «Мы можем существенно нарастить экспорт, если продукция, которую мы производим в России, сможет выдерживать конкуренцию внутри концерна. В настоящее время это невозможно даже с учетом девальвации рубля. Негативную роль в этом играют логистические затраты», – сообщал в интервью Газете.ру руководитель направления по взаимодействию с госструктурами «Фольксваген Груп Рус» Артем Курсаков. «Уровень таможенных пошлин во Вьетнаме – от 30 до 70%, в Эфиопии – от 35% на автобусы и грузовики, в Египте – 40% практически на всю номенклатуру техники или специфические технические требования», – признавали в пресс-службе Группы ГАЗ.

Говоря же о перспективах автопрома в текущем году, эксперты «НГ» не склонны драматизировать ситуацию. «По первому месяцу года рано судить о его возможном окончании, и результаты января вовсе не опровергают годовых ожиданий», –говорит эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. Вместе с тем, продолжает он, рынок новых легковых автомобилей чрезвычайно чувствителен к динамике реальных доходов населения. «И пока эта динамика отрицательна, спад будет продолжаться, хотя и с замедлением. Но, как только динамика реальных доходов хотя бы стабилизируется или хотя бы ожидания приобретут позитивную окраску, авторынок начнет оживать, так как его поддержит реализация отложенного спроса, накопленного в трудные времена», – полагает он, предупреждая, что, если эти ожидания окажутся отрицательными, отложенный спрос продолжит накапливаться. «По большому счету доходы населения топчутся на месте, что не позволяет обеспечить достаточный спрос со стороны населения, бизнес при этом также не спешит обновлять и пополнять автопарки», – соглашается руководитель отдела продаж компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский.

«Дополнительным стимулом продаж являются и программы поддержки авторынка, такие как программа утилизации, trade-in, льготного лизинга и льготного автокредитования. Без них падение было бы выражено гораздо сильнее. Так, по информации Национального бюро кредитных историй, по итогам 2016 года в России количество проданных в кредит автомобилей увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 13,8%, а их доля в объеме рынка составила 44,1%», – приводит пример Калачев. «Если продажи и начнут расти, то не благодаря действующим программам субсидирования. Сами по себе они способны лишь сдерживать спад продаж на допустимом уровне, тогда как рост возможен только в случае восстановления доходов населения и бизнеса», – замечает  Звенигородский, ожидая, что по итогам года продажи автомобилей просядут еще на 7–8%.

Не исключено, что статистика АЕБ отличается от реальных продаж, предполагает директор департамента компании «АвтоСпецЦентр» Алексей Потапов. «В декабре большинство автодилеров активно заполняли склады, соответственно в январе–феврале распродаются стоки, закупленные еще до Нового года, плюс продаются автомобили, выкупленные дилерами в текущем месяце», – поясняет он, отмечая, что фактические продажи могли оказаться выше данных АЕБ. «Более или менее ясную картину продаж на российском авторынке можно будет наблюдать по итогам первого полугодия», – считает Потапов.       

Источник: http://www.ng.ru/economics/2017-02-09/4_6924_auto.html

Лучше делать новости, чем рассказывать о них.
 
Если вас заинтересовали наши продукты, и Вы хотите получить более подробную информацию, свяжитесь с нашими консультантами любым удобным для Вас способом:
8 (800) 250 7015
Бесплатный звонок по России
8 (495) 228 7015
Для звонков по Москве
Вы получите бесплатную финансовую консультацию по всем нашим продуктам.

АО «СОЛИД Менеджмент»
Адрес: 123007, Москва, Хорошевское шоссе, д. 32А    как нас найти
Телефоны: 8 (800) 250-70-15, (495) 228-70-15
E-mail: am.solid@solid-mn.ru

АО «СОЛИД Менеджмент»

Лицензия ФКЦБ России № 21-000-1-00035 от 27.12.1999 на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выдана ФСФР России от 13.11.2008 г. № 045-11768-001000.

Обращаем Ваше внимание, что стоимость инвестиционных паев может увеличиваться и уменьшаться, результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем, государство не гарантирует доходность инвестиций в паевые инвестиционные фонды. Прежде чем приобрести инвестиционный пай, следует внимательно ознакомиться с правилами. Правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом предусмотрены надбавки (скидки) к (с) расчетной стоимости инвестиционных паев при их выдаче (погашении). Взимание надбавок (скидок) уменьшит доходность инвестиций в инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда.

Получить подробную информацию об услугах АО «СОЛИД Менеджмент» Вы можете по адресу 123007, Москва, Хорошевское шоссе, д. 32А и по телефону (495) 228-70-15, или у агентов. Правила доверительного управления ОПИФ рыночных финансовых инструментов «Солид – Инвест» зарегистрированы ФКЦБ России 20.03.2000 № 0040-52697973. Правила доверительного управления ОПИФ рыночных финансовых инструментов «ФДИ Солид» зарегистрированы ФКЦБ России 27.04.2002 № 0065-58549452. Правила доверительного управления ИПИФ рыночных финансовых инструментов «Солид Интервальный» зарегистрированы ФСФР России 20.09.2000 № 0045-54859434. Правила доверительного управления ОПИФ рыночных финансовых инструментов «Солид - Индекс ММВБ» зарегистрированы ФСФР России 20.04.2005 № 0351-76578546. Правила доверительного управления ОПИФ рыночных финансовых инструментов «Солид – Глобус» зарегистрированы ФСФР России 09.09.2010 № 1903-94169099. Правила доверительного управления ОПИФ рыночных финансовых инструментов «Солид Перспективный» зарегистрированы в ФСФР России 05.05.2011 № 2116-94173014..Правила доверительного управления ЗПИФ рентный «Солид Недвижимость-2» зарегистрированы ФСФР России 29.09.2011 в реестре за №2209-94178425.

©2004 – 2018. При использовании любых материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.solid-mn.ru обязательна. Разработано nettoweb.